Создаем в школе службу примирения
В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учителями и учениками, родителями и учениками. Доходит до того, что школьники нападают на учителей, организуют противоправные группировки. Школа – частица общества. Каково общество – такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов являются «стрелки».
«Стрелки» в подростковой среде выступают как форма преимущественно насильственного разрешения конфликтов между подростками, перераспределения и завоевания власти и статуса, борьбы за влияние и возможность безнаказанно осуществлять криминальные действия, а также как форма самоутверждения. В то же время » стрелки» становятся способом бизнеса для части подростков, которые организуют и провоцируют на «стрелки» других подростков, записывают их на видео и в дальнейшем продают эти записи, и даже организуют денежные ставки на победителя.
Детский рэкет также свидетельствует об изменении форм организации подростковой жизни.
Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы примирения (далее — ШСП). Идея создания ШСП заимствована из-за рубежа. Такие службы есть в Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии, практически во всех городах Европы. Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» более 10 лет назад. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года.
Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипуляции, клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому надо мириться»), срабатывающее в младшем школьном возрасте, в средней и старшей школе не даёт эффективного результата. Конфликт не завершается. ШСП же обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов.
ШСП — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.
Школьная служба примирения – это волонтерское движение.
Задачи:
проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.
Принципы:
добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
конфиденциальность;
нейтральность.
Возможные варианты
1.Профилактический подход. ШСП призвана
декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин
противоправного поведения школьников. В этом случае она работает в единой
системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими
школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося
поведения, становится частью административной системы школы и подчиняется
школьной администрации.
2.Воспитательный (педагогический) подход. Создание ШСП рассматривается как
проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который
производит служба (программы примирения), сколько появление в школе
объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые
качества через привлечение к добровольчеству.
Основные формы работы
1.Программа примирения (медиация) между участниками
конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в
конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены
эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник —
медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать
безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи
ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники
чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу
добровольно.
2.Проведение кругов сообщества в школьных коллективах. Круг организуется и
проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает
о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу,
создающуюся в круге. В круге существует «говорящий» предмет, право говорить
имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока
кому-то из участников есть что сказать по обсуждаемому вопросу.
Результативность. Подросток, совершивший проступок, может осознать
причины своего поведения и его последствия, принести извинения, загладить
причиненный вред, вернуть себе уважение и восстановить отношения. Пострадавший
избавляется от негатива и желания мести. Родители и учителя помогают ребенку в
трудной ситуации, развивают у него чувство ответственности.
Преимущества ШСП:
элемент новизны: новое время диктует новые технологии;
педагоги меняют методы разрешения конфликтов на интерактивные и восстановительные;
увеличивается число детей, вовлеченных в социальную практику, растет их нравственное развитие, подростки получают новые гражданские знания и навыки по праву, демократии и культуре мира, видят возможность разрешения конфликтов путем диалога, сочувствия, сострадания.
Правовые основы. В своей деятельности ШСП
руководствуется федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации»,
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушениях»; локальными актами
школы: устав, положение о службе примирения, положение о школьном совете
профилактики, положение о школьном ученическом самоуправлении и др.
Алгоритм создания ШСП:
разработка и реализация проекта создания ШСП;
разработка и принятие документов, обеспечивающих функционирование и развитие ШСП;
формирование команды инициаторов и освоение ими навыков ведущих программ примирения на базе концепции восстановительной медиации;
разработка формы по сбору информации, мониторингу и оценке;
анализ деятельности и корректировка, определение путей развития.
Структура и организация деятельности. Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и нескольких (десять и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними.
Информация о конфликтных и мелких криминальных ситуациях (кражах, драках, порче имущества) в начале работы службы обычно поступает от администрации и педагогов. В дальнейшем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться школьники и родители.
Медиаторы, которые обычно работают в парах, проводят предварительные встречи со сторонами конфликта (по отдельности) и сами примирительные встречи. В среднем работа по запуску службы примирения и активного проведения ею медиаций занимает приблизительно один год.
Примерный перечень документация ШСП:
приказ директора школы о создании Школьной службы примирения;
Положение о службе;
должностная инструкция куратора службы;
формы обращений в ШСП, отчетов;
журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных ситуаций;
кодекс сотрудничества членов ШСП;
информационные листы о работе ШСП;
программа сопровождения учащихся ШСП;
программа занятий;
план работы (на неделю).
Помощь в организации ШСП вам может оказать региональное сообщество кураторов ШСП (при наличии).
По мнению экспертов школьная служба примирения – это путь, который учит обучающихся уважать себя и других, брать ответственность за свои поступки и за их последствия, путь, который не все взрослые готовы пройти без сомнений и колебаний.