Создаем в школе службу примирения

В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учителями и учениками,  родителями и учениками. Доходит до того, что школьники нападают на учителей, организуют противоправные группировки. Школа – частица общества. Каково общество – такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов являются «стрелки».

«Стрелки» в подростковой среде выступают  как  форма преимущественно насильственного разрешения конфликтов между подростками, перераспределения и завоевания власти и статуса, борьбы за влияние и возможность безнаказанно осуществлять криминальные действия, а также  как  форма самоутверждения. В то же время » стрелки» становятся  способом бизнеса для части подростков, которые организуют и провоцируют на «стрелки» других подростков, записывают их на видео и в дальнейшем продают эти записи, и даже организуют денежные ставки на победителя.

Детский рэкет  также свидетельствует об изменении форм организации подростковой жизни.

Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной  службы примирения (далее — ШСП). Идея создания ШСП заимствована из-за рубежа. Такие службы есть в Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии, практически во всех городах Европы. Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» более 10 лет назад. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 года.

Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипуляции, клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому надо мириться»), срабатывающее в  младшем школьном возрасте, в средней и старшей школе не даёт эффективного результата. Конфликт не завершается.  ШСП  же обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов.

ШСП — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.

Школьная служба примирения – это волонтерское движение.

Задачи:

проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;

научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;

популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.

Принципы:

добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);

конфиденциальность;

нейтральность.

Возможные варианты

1.Профилактический  подход.  ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. В этом случае она работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения,  становится частью административной системы школы и подчиняется школьной администрации.
2.Воспитательный (педагогический) подход. Создание ШСП рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.
Основные формы работы

1.Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник — медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.
2.Проведение кругов сообщества в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий» предмет, право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть что сказать по обсуждаемому вопросу.
Результативность. Подросток, совершивший проступок, может осознать причины своего поведения и его последствия, принести извинения, загладить причиненный вред, вернуть себе уважение и восстановить отношения. Пострадавший избавляется от негатива и желания мести. Родители и учителя помогают ребенку в трудной ситуации, развивают у него чувство ответственности.
Преимущества ШСП:

элемент новизны: новое время диктует новые технологии;

педагоги меняют методы разрешения конфликтов на интерактивные и восстановительные;

увеличивается число детей, вовлеченных в социальную практику, растет их нравственное развитие, подростки получают новые гражданские знания и навыки по праву, демократии и культуре мира, видят возможность разрешения конфликтов путем диалога, сочувствия, сострадания.

Правовые основы. В своей деятельности ШСП руководствуется федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях»; локальными актами школы: устав, положение о службе примирения, положение о школьном совете профилактики, положение о школьном ученическом самоуправлении и др.
Алгоритм создания ШСП:

разработка и реализация проекта создания ШСП;

разработка и принятие документов, обеспечивающих функционирование и развитие ШСП;

формирование команды инициаторов и освоение ими навыков ведущих программ примирения на базе концепции восстановительной медиации;

разработка формы по сбору информации, мониторингу и оценке;

анализ деятельности и корректировка, определение путей развития.

Структура и организация деятельности. Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и нескольких (десять и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними.

Информация о конфликтных и мелких криминальных ситуациях (кражах, драках, порче имущества) в начале работы службы обычно поступает от администрации и педагогов. В дальнейшем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться школьники и родители.

Медиаторы, которые обычно работают в парах, проводят предварительные встречи со сторонами конфликта (по отдельности) и сами примирительные встречи. В среднем работа по запуску службы примирения и активного проведения ею медиаций занимает приблизительно один год.

Примерный перечень  документация ШСП:

приказ директора школы о создании Школьной службы примирения;

Положение о службе;

должностная инструкция куратора службы;

формы обращений в ШСП, отчетов;

журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных ситуаций;

кодекс сотрудничества членов ШСП;

информационные листы о работе ШСП;

программа сопровождения учащихся ШСП;

программа занятий;

план работы (на неделю).

Помощь в организации ШСП вам может оказать региональное сообщество кураторов ШСП (при наличии).

По мнению экспертов школьная служба примирения – это путь, который учит обучающихся уважать себя и других,  брать ответственность за свои поступки и за их последствия, путь, который не все взрослые готовы пройти без сомнений и колебаний.